7 класс. 11 урок (учителю)
7 класс. Урок 11. Тема "Театральные жанры" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Мастерство композитора проявляется не только в способности создать уникальную композицию, но и в умении особым образом интерпретировать, обработать уже существующее творение, экспериментировать с художественным замыслом или средствами выразительности. Многие талантливые музыканты благодаря своей трактовке подарили вторую жизнь классическим произведениям, народным песням, произведениям "забытых времен" пробудив таким образом к ним интерес слушателей.

Опера Ж. Бизе "Кармен" входит в золотой фонд оперной классики 19 века. В основу её сюжета положена новелла Проспера Мериме, об истории любви и гибели простых людей из народа - солдата Хозе и цыганки Кармен, конфликте между свободолюбием красавицы Кармен и ревнивой страстностью Хозе. События развиваются на фоне испанской жизни на многолюдных улицах и площадях.
Непрерывное симфоническое развитие, яркие темы героев, использование бытовых жанров музыки: песни, танца, марша.

Родион Щедрин - композитор 20 века, который не смог пройти мимо легендарной "Кармен" Бизе. Он стал экспериментировать. Одни слушатели приветствовали его "эксперимент", другие осуждали использование в балетном спектакле музыки всемирно известной оперы, с негодованием выступали против подобного. Но, как показала жизнь, этот "эксперимент" себя оправдал: современное прочтение известного сюжета, изложенного языком хореографии в жанре сюиты (иначе говоря транскрипции — от лат. transcription — переписывание, переработка, переложение музыкального произведения), получило мировое признание. Щедрин, который подарил вторую жизнь музыке Ж. Бизе и современное прочтение известного сюжета, языком хореографии и в жанре сюиты.
В одноактном балете композитор выстраивает драматургию балета, выдвигая на первый план сюжетные линии: конфликт Кармен с окружающими её людьми, её любовь и трагическую гибель. Сценическое действие «Кармен-сюиты» разворачивается на арене. Это место действия, связанное с развлечениями (корридой), становится местом человеческой трагедии. И не случайно значительную роль в балете играет персонаж в облике быка, который символизирует собой рок, судьбу, смерть. Он своими угловатыми танцевальными движениями постоянно вторгается в ансамбли главных героев «Кармен-сюиты».
Необычно, что из инструментов оркестра Щедрин использует только струнные и ударные, исключив духовые. Богатый набор ударных (их около 30) подчёркивает хореографичность музыки. Приёмы оркестровки усиливают национальный (испанский) характер музыки.
Цитируя музыкальные темы оперы Бизе, Щедрин старается сохранить их эмоционально-образный строй, жанровые черты. Опираясь на знание слушателями мелодий из оперы Бизе, композитор часто выбирает те мотивы, которые может «допеть», «досказать» зритель спектакля. В отличие от оперы в балете нет массовых народных сцен. Вместо конкретных людей — бесчувственные «маски», которые окружают главных героев. Их характеризует холодная, бездушная, бесстрастная скерцозность (от итал. scherzo, буквально — шутка).
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств;
- разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения
лирического характера, сочиненного русским композитором - классиком;
- музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

вариативно:

- просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных русской культуре XIX века;
- создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной музыкально-литературной композиции на основе музыки и литературы
XIX века;
- реконструкция костюмированного бала, музыкального салона
Виды  и  формы   деятельности  обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Жорж Бизе
Опера "Кармен
Ж.Бизе - Р.Щедрин
"Кармен-сюита"
Мелодрама "Кармен"
Экронизация книги Проспера Мериме"Кармен"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. В. Быстряков, сл. А. Костинского и А.Дмитрука, «Мир без чудес»
Муз.М.Таривердиев , сл.Н.Добронравов "Маленький принц"
Муз.М.Таривердиев , сл.Н.Добронравов "Маленький принц"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.