Содержание урока. Тематические линии урока
История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников. «Пойте Богу нашему, пойте» – говорится в псалме, и основанная самим Господом, существующая более двадцати веков, Церковь сохранила традицию песенного восхваления Творца.
История церковного пения на Руси начинается в X столетии, когда князь Владимир пригласил в Киев греческое духовенство и духовных распевщиков. Они-то и «привезли» с собой знаменный распев.
В музыке Древней Руси сосуществовали два певческих стиля – кондакарный (сольный) и знаменный (хоровой) распев.
Для записи древнерусской церковной музыки монахи употребляли специальную нотацию, которая получила название «знаменной» (от слова знамя – «знак») или («крюковая»). Хотя в XVII веке происходит расцвет русского знаменного пения, но начиная со второй половины XVII столетия, происходит переход от знаменного распева к партесному (более мягкому и мелодичному).
Церковная музыка, на протяжении многих веков своего существования, развивалась и принимала различные формы и жанры:
- Хоралы – гимны, исполняемые хором или собором верующих на церковнославянском языке и пропагандируют библейские и духовные истинности.
- Псалмы – поэтические произведения, содержащиеся в Псалтири, которые включают хвалу Богу, моление, исповедание грехов, благодарение и многое другое.
- Стихиры – поэтические тексты во время богослужения для выражения похвалы и молитвы перед Богом.
- Каноны – музыкальные композиции, состоящие из песнопений (ирмои), и между ними расположенных межпеснями (тропарами) с особым музыкальным и литургическим строем, который придает им величественность и глубину.
- Тропари и кондаки – композиции для выражения похвалы и молитвы. Тропари обычно исполняются в начале службы, а кондаки в конце.
В XVIII веке начался уже новый этап церковного песнопения, стиль которого сформировался под влиянием итальянских композиторов, а церковная музыка приобрела пышность и итальянскую изящность.
Замечательными последователями итальянской школы были такие видные композиторы: М.С. Березовский, А.Л. Ведель, создатель первого государственного гимна “Коль славен наш Господь в Сионе” Д.С. Бортнянский и С.А. Дегтярёв, которые сформировали жанр духовного концерта.
Д. С. Бортнянский "Коль славен наш Господь в Сионе" написан композитором на слова поэта М.М. Хераскова в конце XVIII в. и считался неофициальным гимном России. При Николае I он был заменен "Боже, царя храни", который оставался российским гимном вплоть до 1917 г.
Мелодия гимна Бортнянского "Коль славен" исполнялась 37-ю колоколами Курантов на Спасской башне Московского Кремля, как правило, каждый день. Исполнялась, и до сих пор исполняется эта мелодия и курантами Петропавловской церкви в Санкт-Петербурге.
Церковная музыка, так же как и церковная живопись и архитектура,— величайшее художественное наследие русского народа. В области духовной музыки много уникальных произведений, истинных шедевров, созданных как известными композиторами: Д. Бортнянским, М. Березовским, П. Чайковским, С. Рахманиновым, А. Гречаниновым, П. Чесноковым, А. Кастальским, так и безымянными авторами. Их произведения стали достоянием высокого искусства, в них выражены глубокие философские мысли: о человеческой жизни, страданиях и терпении, познании радости, мысли о жизни и смерти, о жизни земной и вечной.