Содержание урока. Тематические линии урока
Духовной музыке принадлежит важная роль в истории европейского музыкального искусства: вплоть до 17 в. церковь оставалась главным центром музыкального профессионализма. В рамках церковной культуры были созданы величайшие художественные ценности, формировались важнейшие музыкальные жанры, с церковью связано развитие теории музыки, нотописи, педагогики. Для истории европейской культуры очень важен процесс взаимодействия церковного и светского искусства, взаимовлияние и взаимообогащение параллельно развивающихся церковных и светских жанров.
Церковная музыка входила во все виды православного богослужения - литургию (обедню), вечерню (великую и малую) и утреню (в канун больших праздников вечерня и утреня объединяются во всенощное бдение), полунощницу, часы, повечерие, а также чины крещения, венчания, погребения и требы - молебны, панихиды и др.
Певческие жанры русской духовной музыки: стихиры, тропари, кондаки, икосы, акафисты, каноны, припевы, антифоны, славословия, величания, киноники, гимны, аллилуарии, псалмы Давида. Музыкальные формы церковных песнопений и службы строго регламентировались Типиконом (Уставом церкви).
Важную роль в организации службы играла система распевов - кондакарный, знаменный, киевский, греческий, болгарский. Круг суточных и седмичных служб, требы включены в Обиходные Певческие книги Праздники и Трезвоны отражают годичный круг больших и малых праздников православной церкви.
Духовные жанры существуют и в профессиональной музыке. Духовная музыка, её темы, образы, возвышенность её звучания была и остаётся источником самого прекрасного, что вообще есть в музыкальном искусстве. И это не удивительно: ведь именно церковь некогда была колыбелью музыки. Не случайно многие люди признавались, что высшую радость своей жизни они испытывали во время богослужения, слушая пение церковного хора.
Если попытаться определить качества, которые характеризуют звучание церковной музыки, то среди главных следует назвать сдержанность, глубину, возвышенное благородство... И при этом есть в ней что-то непостижимое, побуждающее нас задуматься о самых важных, самых вечных вопросах - жизни и смерти, смысле существования человека на земле. Всё мелкое, незначительное отступает перед этой музыкой, напоминающей о главном, о душе, о высшем предназначении, ради чего и создан был человек по образу и подобию Божию.
Духовные песнопения, сопровождавшие богослужения, стали всё чаще исполняться в концертных и телевизионных программах, звучать по радио. Они начали восприниматься как эталон возвышенной образности, как сосредоточие духовных и художественных ценностей. Но не всегда их звучание дополняется знаниями об этой сфере человеческой культуры, что обедняет круг их содержания.